Что происходит с рынком кобальта, главным элементом аккумуляторов смартфонов
До сих пор нет ничего, что могло бы конкурировать с никель-кобальтовой батареей.
Издревле кобальт использовался для окрашивания стекла и керамики, а в XX веке было обнаружено, что при комбинировании кобальта с другими металлами, получаются чрезвычайно устойчивые к коррозии и экстремальным температурам сплавы. Поэтому «голубое золото» сегодня используется в строении самолётов, космических аппаратов и медицине. Но главное, что и обеспечивает огромный спрос на кобальт — это то, что он незаменим в катодах аккумуляторов. Поэтому его используют производители смартфонов и электрокаров.
В 2008 года растущая популярность смартфонов спровоцировала первый существенный скачок цены вверх. Позже все заговорили об электромобилях, и идея личного транспорта, который приводится в движение электроэнергией, захватила умы. Поэтому с 2016 по 2018 год цена на кобальт взлетела примерно с $26 тыс. за тонну до более чем $90 тыс. Но после достижения своего пика, она обвалилась до уровня 2016 года. Что же случилось с рынком кобальта, и что его ждёт?
Рынок, который перегнал сам себя
Идея того, что миру теперь нужно очень много кобальта витала в воздухе, но в реальности это было не совсем так. Производители смартфонов критически не увеличивали количество выпускаемых смартфонов в период с 2016 по 2018 год. И электрокаров производилось не так уж много. По факту единственным масштабным производством этих товаров занималась и занимается только Tesla.
Ситуация усугублялась тем, что в Китае и Африке было несколько покупателей кобальта, которые накапливали его у себя с целью совершить дампинг, и выиграть на понижении цены. Когда они начали выпускать акции на рынок, это вместе с тем, что реальный спрос не коррелировался с раздутой ценой, обвалило её.
После краха рынка закрылась одна из крупнейших шахт Mutanda. То, что она не будет больше поставлять кобальт на рынок, положительно скажется на его цене. Правда, не стоит ждать существенных изменений моментально.
Непредсказуемая политика Демократической Республики Конго
Вести дела в этой стране совсем не просто. В декабре прошлого года там прошли демократические выборы, впервые с 1960 года. Не смотря на это, действия руководителей страны более чем непредсказуемы.
Например, кодекс горнодобывающей промышленности страны обещал 10-летний мораторий на сумму роялти, которые горнодобывающие компании должны были выплатить правительству. Затем внезапно он увеличил роялти с 2,5% до 10%.
Кроме того, есть опасения, что ДРК пойдёт по пути Венесуэлы и просто национализирует все природные ресурсы. Поэтому инвестиции в промышленность ДРК весьма рискованы.
Стоимость продукции в жизнях
ДРК — это бедная страна, поэтому человеческий труд, как и жизнь там не стоят дорого. Легко вообразить себе кустарные кобальтовые шахты, где не соблюдаются элементарные нормы техники безопасности. Там трудятся дети, и периодически погибают или получают серьёзные травмы под обвалами или оползнями шахтёры. Об этом, кстати, тоже надо помнить, когда вы планируете заменить свой исправный смартфон на новую модель.
Два месяца назад более 40 шахтеров погибли, работая незаконно на участке Гленкор в провинции Луалаба на юго-востоке ДРК, когда была приведена в действие взрывчатка.
По разным оценкам в шахтах на юге ДРК работает около 40 000 детей. Некоммерческая организация Amnesty International обвинила Apple, Samsung и Sony в том, что они не провели базовые проверки, чтобы убедиться, что на шахтах не используется детский труд.
У кустарных шахтеров часто вообще нет других источников дохода. Поэтому в странах Африки к югу от Сахары для миллионов людей кобальт — это хлеб. Ожидается, что к 2020 году добыча кобальта кустарным способом достигнет рекордных уровней. Ведь на рынке, после закрытия Mutanda, кобальта стало довольно мало.
Цепочки поставок кобальта хаотичны и запутаны. Они тянутся от хижин в южной части ДРК до складов в Китае. Почти невозможно проследить, кто и как добывал какие-либо запасы кобальта.
Что дальше?
Спрос на кобальт будет расти в ближайшие 10 лет поскольку крупные автомобильные компании, BMW, VW, Ford и Daimler намерены увеличить производство электрокаров. С 2020 по 2023 год спрос на кобальт для автомобильных аккумуляторов будет расти на 24–35% каждый год.
Даже если шахта Mutanda вернётся к работе, а кустарные шахтеры будут производить до 40 тыс. тонн в год. Количество добытого кобальта будет недостаточно, чтобы удовлетворить такой спрос. Очевидно, что и цена снова взлетит.
Несмотря на то, что постоянно ведутся разработки в области производства аккумуляторов из альтернативных материалов, пока мир не знает ничего лучше, чем никель-кобальтовая батарея.
✅ Подписывайтесь на нас в Telegram, ВКонтакте, и Яндекс.Дзен.