И тогда Стив сказал: «Да будет iPhone». Часть 1

И тогда Стив сказал: «Да будет iPhone»55 км пути от Кэмпбелла до Сан-Франциско одно из самых приятных событий. Путешествие в основном пролегает вдоль шоссе Junipero Serra, большой и на удивление пустынной трассы, которая граничит с восточной стороной гор Санта-Крус. Это одно из лучших мест в Силиконовой Долине, чтобы провести тест-драйв «Феррари» и одно из худших мест для приема мобильного телефона. Поэтому для Энди Гриньона это было идеальное место для того, чтобы остаться наедине со своими мыслями в начале января 2007 года.

Это был не типичный для Гриньона маршрут на работу. Он был старшим инженером компании Apple в Купертино, городе к западу от Кэмпбелла. Его утренний переезд, как правило, составлял семь миль и занимал ровно 15 минут. Но сегодня было по-другому. Он собирался наблюдать, как его босс, Стив Джобс, делает историю на выставке Macworld в Сан-Франциско. Фанаты Apple в течение многих лет просили Джобса поместить мобильный телефон внутри их iPod’ов, чтобы они могли носить два устройства в своих карманах. Джобс собирался выполнить это пожелание. Гриньон и некоторые коллеги проведут ночь в соседнем отеле, и около 10 часов утра на следующий день они вместе с остальным миром будут наблюдать, как Джобс представит первый iPhone.

Но когда Гриньон поехал на север, он не чувствовал себя возбужденным. Он был в ужасе. Большинство демонстраций продуктов на сцене в Силиконовой Долине были консервативными. Его посетила мысль, что плохой Интернет или соединение мобильного телефона может испортить любую хорошую презентацию. Но Джобс настоял на живой презентации. Это была одна из тех вещей, которые сделали его очаровательным. Частью его легенды было, что на демонстрациях продукта заметных глюков почти никогда не случалось. Но для тех, кто занимался разработкой, как Гриньон, некоторые этапы работы вызвали большой стресс.

Гриньон был старшим менеджером, ответственным за все радио в iPhone. Это большая работа. Мобильные телефоны делают бесчисленные полезные вещи для нас сегодня, но по своей сути они являются рациями. Гриньон отвечал за оборудование, которое позволило телефону быть телефоном. Если устройство не звонит, или нет подключения Bluetooth-гарнитуры или не настраивается Wi-Fi, Гриньон должен был за это ответить. В качестве одного из первых инженеров iPhone, он посвятил два с половиной года своей жизни — часто семь дней в неделю — проекту.

Гриньон был частью команды iPhone на репетиции в Apple и позже на презентации в Сан-Франциско в Moscone Center. Он редко видел, чтобы Джобс проводит 90-минутное шоу без сбоев. Джобс репетировал в течение пяти дней, но даже в последний день репетиций iPhone по-прежнему беспорядочно сбрасывал звонки, теряя интернет-соединение, зависал или просто выключался.

«Сначала это было просто здорово быть на репетиции — вроде как отличительный знак», — говорит Гриньон. Лишь немногим избранным разрешили присутствовать. «Но он быстро поставил всех в очень неудобное положение. Очень редко я видел его слабину — это случалось, но в основном он просто смотрел на вас, и прямо говорил очень громким и строгим голосом: «Ты [ругательство] в моей компании», — или: «Если мы проиграем, это будет из-за вас». Просто он был очень значительный. И вы всегда чувствовали себя перед ним мелким». Гриньон, как и все остальные на репетициях, знал, что, если эти глюки появятся во время реальной презентации, Джобс не будет винить себя за эти проблемы. «Казалось, что мы пережили демо уже сто раз, и каждый раз что-то шло не так», говорит Гриньон. «Это было не очень хорошее ощущение!»

Приготовления были сверхсекретными. С четверга и до конца следующей недели Apple полностью захватила Moscone. За кулисами построили восемь на восемь футов лабораторию электроники для «дома» и тестирования iPhone. Рядом с ней построили артистическое фойе с диваном для Джобса. Потом он поставил дежурить более десятка охранников по 24 часа в сутки по всему зданию. Никто не получал без необходимости пропуска или его электронного аналога, который сравнивался со списком, лично одобренным Джобсом. Зрительный зал, где Джобс репетировал, был закрыт для всех, кроме небольшой группы руководителей. Джобс был настолько одержим утечкой информации, что он пытался заставить всех подрядчиков Apple, работавших по найму — от людей, комплектовавших стенды и до лиц, ответственных за освещение и звук — спать в здании в ночь перед его презентацией. Но помощники его отговорили.

И тогда Стив сказал: «Да будет iPhone». Часть 1

Гриньон знал, что презентация iPhone не была обычным объявлением продукта, но никто не мог предположить, что она станет поворотным моментом. В течение семи лет iPhone и его потомок iPad стали одними из наиболее важных нововведений в истории Силиконовой Долины. Они преобразовали неповоротливую отрасль мобильных телефонов. Они обеспечили платформу для новой и чрезвычайно прибыльной индустрии программного обеспечения — мобильных приложений, которые принесли более $10 млрд доходов, так как они начали продаваться в 2008 году. И они перевернули многомиллиардную промышленность персональных компьютеров. Если вы включите iPad в продажи настольных и переносных компьютеров, Apple в настоящее время является крупнейшим производителем ПК в мире. Около 200 миллионов iPhone и iPad были проданы в прошлом году, это более чем в два раза превышает количество автомобилей, проданных во всем мире.

Эффект был не только экономическим, но и культурным. Инновации от Apple вызвали переосмысление того, как люди могут взаимодействовать с машинами. Это не просто сродни тому, что мы используем наши пальцы теперь вместо мыши. Смартфоны, в частности, стали расширением нашего мозга. Они коренным образом изменили способ, которым люди получают и обрабатывают информацию. Подумайте об отдельном влиянии книг, газет, телефона, радио, магнитофона, фотоаппарата, видеокамеры, компаса, телевизора, видеомагнитофона и DVD, персонального компьютера, мобильного телефона, видеоигр и iPod на нашу жизнь. Смартфон включает в себя все эти вещи, и он легко помещается в кармане. Его технология меняет то, как мы учимся в школе, как врачи лечат пациентов, как мы путешествуем. Развлечения и СМИ доступны совершенно новыми способами.

И все же Apple сегодня находится в осаде. С того момента, как в конце 2007 года Google представила Android — и свой собственный план по доминированию в мире мобильных телефонов и других мобильных устройств — Google не просто старалась конкурировать с iPhone, она преуспела в конкуренции с iPhone. Популярность Android взлетела в 2010 году. Его доля на мировом рынке смартфонов приближается к 80 процентам, в то время как Apple упала ниже 20 процентов. Аналогичная тенденция в настоящее время с iPad: если в 2010 году они занимали около 90 процентов рынка планшетов, то теперь более 60 процентов планшетов продаются под Android.

Что беспокоит фанатов Apple больше всего — сможет ли кто-то возглавить компанию. Когда Джобс умер в октябре 2011 года, основной вопрос заключался не в том, сможет ли Тим Кук стать его преемником, а в том – сможет ли кто-то вообще заменить его. Когда Джобс управлял Apple, компания была инновационной машиной, штампуя революционные продукты, каждые три-пять лет. Как рассказал его биограф Уолтер Айзексон, у него был еще один прорыв наготове — революция в ТВ. Но при Куке ничего не материализовалось, и отсутствие доверия среди инвесторов ощутимо. Когда Кук представил последние смартфоны в сентябре, iPhone 5c и iPhone 5s, акции компании Apple упали на 10 процентов. Год назад цена акций компании была на уровне $702 за акцию, делая Apple самой ценной в мире корпорацией. Сегодня она снизилась более чем на 25 процентов от пиковых показателей.

Сравнение кого бы то ни было со Стивом Джобсом несправедливо. И в течение своего двухлетнего пребывания в качестве исполнительного директора Apple Кук прилагает все усилия, чтобы отметить (и сам Джобс дал понять ему), что он не хотел управления Apple.

Трудно переоценить азартную игру Джобса, когда он решил раскрыть iPhone еще в январе 2007 года. Он не только вводил новый вид телефона — Apple такого никогда не делала раньше — он делал это с прототипом, который едва работал. Хотя iPhone не будет готов к продаже еще шесть месяцев, он хотел, чтобы мир хотел его прямо тогда. По правде говоря, список того, что еще необходимо было сделать, был огромным. Производственная линия еще не была создана. Существовало только около ста iPhone, все они были разного качества. У некоторых были заметны щели между экраном и пластиковой кромкой, другие были с царапинами на экране. И программное обеспечение, которое шло к телефону, было полно ошибок.

iPhone мог сыграть часть песни или видео, но он не мог надежно, без сбоев проиграть весь клип. Он хорошо работал, если вы посылали электронное письмо, а затем занимались серфингом в интернете. Но не мог работать, если вы делали это в обратном порядке. Часы проб и ошибок помогли команде iPhone развивать то, что инженеры называют «золотой путь», — определенный набор задач, выполненных определенным образом и в порядке, которые делают телефон выглядящим так, как если бы он работал.

Но даже когда Джобс остался на золотом пути, всевозможные обходные пути были необходимы, чтобы сделать iPhone функциональным. В день анонса программное обеспечение, которое управляло радио Гриньона, по-прежнему выдавало ошибки. То же самое происходило с программным обеспечением, управлявшим памятью iPhone. И никто не знал, будет ли Джобс включать дополнительную электронику на презентации, чтобы эти проблемы не стали еще хуже.

Продолжение читайте в статье «И тогда Стив сказал: «Да будет iPhone». Часть 2».

Что еще почитать:


✅ Подписывайтесь на нас в Telegram, ВКонтакте, и Яндекс.Дзен.



1 Комментарий

  1. 18.11.2013

    […] Данная статья является продолжением ««И тогда Стив сказал: «Да будет iPhone». Часть 1»». […]

Добавить комментарий