Интервью со Славой Карпенко, создателем первой руссификации для iPhone

Интервью со Славой Карпенко, создателем первой руссификации для iPhone

Что за руссификация такая, если в iOS уже встроена поддержка русского языка? Такой вопрос задаст любой читатель этой статьи, который никогда не пользовался оригинальным iPhone. Все остальные помнят, что первый смартфон компании Apple продавался заложенным под операторов исключительно в США без поддержки русского языка. Не было даже российской клавиатуры. Тем не менее, уже тогда он попал в страны СНГ (в том числе, и в Россию) и завоевал там немалую популярность. Тогда же и появился первый софт для русификации iPhone, который принёс его создателям без малого миллион долларов. В гостях bloha.ru Слава Карпенко — человек, который всё это придумал.

Слава известен всем пользователям техники Apple со стажем в первую очередь как человек, который разработал полноценную руссификацию iPhone OS (так раньше называлась iOS). Это был платный пакет команды разработчиков RiP Dev, который менял английский язык интерфейса на русский и добавлял поддержку кириллической клавиатуры. В 2007-2008 годах это был единственный вариант всё это получить. Чуть позже эта компания создала первый магазин приложений и твиков Installer — еще до появления Cydia и тем более App Store. Сейчас Слава руководит компанией по разработке приложений Unreal Mojo. Мы нашли Славу и решили задать ему пару вопросов о прошлом и настоящем. Да, и немного о будущем.

Интервью со Славой Карпенко, создателем первой руссификации для iPhone

bloha.ru: Я сделаю предисловие о тебе в статье. Можешь, пожалуйста, о себе вкратце написать?:) То есть, я-то могу и сам, но вдруг у тебя свое видение + допинформация о тебе.

Меня зовут Слава Карпенко, мне 37 лет и я яростный фанат сна. Люблю свою жену (привет, дорогая!), детей, автомобили Smart и лазанью.

bloha.ru:  Можно твое фото? Можно даже крутые фотки из прошлого, думаю, всем знающим и понимающим будет интересно 🙂

Ну, их полно в instagram.com/slavikus =) Добро пожаловать.

bloha.ru: Слава, расскажи о своей любви к технике Apple. Как всё начиналось? Ты же тоже Windows-свитчер?

Нет, я с Макинтошем большую часть сознательной жизни. Первый Мак у меня появился в 1990 году, где я написал приложение «Платёжка» в среде под названием HyperCard. С тех пор так и понеслось — разные Макинтоши, проекты, известные и не очень… До того, как переключиться на iPhone, я успел сделать mp3-плеер MacAMP и целую тележку маленьких утилит для OS X под общим названием «haxies».

bloha.ru: По правде сказать, я — твой фанат. Ну или был таким в 2008 году, когда ты в составе команды Rip Dev занимался руссификацией первого iPhone 2G. Расскажи немного о том времени. Круто же было?

Да, было очень интересно — драйв, новая старая система (iOS был сильно похож на OS X внутри), задачи, которые нужно было решать — всё это было безумно здорово, и вместе с командой единомышленников мы сделали RiP Dev (Russian iPhone Developers). Было интересно развивать систему, создавать первый App Store, или, если хотите, Cydia, делать маленькие полезные утилитки, общаться с другими подобными командами и развивать технические решения для jailbreak. Я помню, как мы пытались расковырять интерфейсы в кабеле питания iPhone, чтобы получить доступ к встроенному терминалу через серийное соединение USB — тыкая в пины наобум. Потом были поиски выходов для JTAG (интерфейс для отладки железа) для получения прямого доступа к чипам в поисках чего-нибудь интересного, прошивка SIM-карт с идентификатором AT&T, но так, чтобы они считались сим-картами Билайна, и всякое такое. Ну и параллельно всему этому развивалась история с исследованием развития iOS (тогда она называлась еще iPhone OS), когда самые свежие прошивки расковыривались и сравнивалось, что появилось новенького, и какие заделы на будущее сделали Apple.

bloha.ru: Многие знают про RIP Dev, но мне лично интересны цифры. Сохранились ли какие-то? Например, сколько людей пользовались Installer.app? Или «русским проектом».

Конечно, много. В самом начале Installer.app был единственным способом установить сторонний софт, равно как и «Русский проект» — возможностью отправлять СМС по-русски. Конечно, и айфонов на тот момент было меньше, но в любом случае счет шел на сотни тысяч установок. У нас была даже своя небольшая арендованная ферма выделенных серверов в Нидерландах, чтобы обеспечивать скачивание всего нашего (и не только) софта.

Интервью со Славой Карпенко, создателем первой руссификации для iPhone

bloha.ru: Конечно, вопрос про деньги 🙂 Эта деятельность приносила какой-то доход во времена первого iPhone или энтузиазм чистой воды?

Да, приносила. Русский проект продавался по 500 рублей за установку, благодаря разработанной нами защите и системе активации его долгое время не удавалось установить на халяву, потому, конечно, доход оно приносило весьма неплохой. К сожалению, как это часто бывает, деньги и нечистоплотные на руку партнёры привели к конфликту внутри команды меньше чем через полтора года после начала проекта, и всё покатилось под откос, так что бОльшую часть заработанных от продажи разработанного мной софта я никогда и не увидел — а заработали мы больше миллиона долларов за первый год.

bloha.ru: Apple никогда не пыталась вас прикрыть или как-то хотя бы с вами связаться? Или это наоборот вы, например, позитивно влияли на развития iPhone-коммьюнити в СНГ?

Мы всегда довольно тесно общались с представителями Apple — как в самом начале деятельности (помогая им сделать удобную русскую раскладку), так и потом — из-за того, что я пишу приложения для Макинтоша уже больше 25 лет (какой кошмар), я вполне хорошо знаю и текущее руководство компании, и многие ключевые фигуры в ее истории в прошлом. Это взаимодействие всегда хорошо работало в обе стороны. Ну и, надеюсь, благодаря нашей русификации и другим утилитам продажи iPhone очень неплохо шли и до официального старта операторами «большой тройки» (к которому мы тоже немного приложили руки).

Интервью со Славой Карпенко, создателем первой руссификации для iPhone

bloha.ru: Много читал про конец истории RIP DEV. Можно в двух словах, Слава? Если это возможно, конечно.

Конца истории Ripdev пока нет. Есть сфабрикованное моим бывшим партнёром уголовное дело, которое «расследуется» уже 8 лет, и это, пока, увы, реальность. Я периодически публикую обновления и вообще всю эту коррупционно-криминальную историю на бывшем сайте, с которого распространялось разработанное нами программное обеспечение — ripdev.com. Кому интересно — добро пожаловать, в качестве развлекательного чтива на несколько долгих весенних вечеров. 🙂

bloha.ru: Сейчас ты в компании Unreal Mojo. Разрабатываете приложение? Я вот пользовался вашим Appshopper и был счастлив. Чем вообще гордишься в этой компании и своей нынешней работе?

Когда началась история с купленными уголовными делами и стало понятно, что заработанных нами денег мне не видать, было решено сохранить команду, которая сформировалась на тот момент (минус дядька-коррупционер и его прихлебатели), и направить её энергию в сходное русло. Мы сделали новую компанию, назвали ее Unreal Mojo, и начали разрабатывать приложения на заказ. За 8 лет деятельности компании мы успели приложить руку к многим известным и не очень приложениям — и как и раньше, во времена неофициального айфона, с очень высокой долей вероятности вы прямо сейчас на своем телефоне пользуетесь несколькими приложениями, которые так или иначе делали мы. Все это — благодаря нашей уникальной (у нас нет офиса, все работают удалённо) сплоченной команде супер-профессионалов. Я очень горжусь всеми ребятами из Unreal Mojo.

bloha.ru: Представим, что я — молодой заказчик, который хочет сделать очень крутое приложение для пиццерии. Сколько это будет для меня стоить? Ну вот фулл-пакет, например.

Сам понимаешь, рамки тут весьма размытые и все зависит от функциональности, количества поддерживаемых платформ, необходимости написания сервера и так далее. В любом случае, стоимость будет порядка нескольких миллионов рублей.

bloha.ru: Как по мне, современное iPhone-комьюнити сильно отличается от того, что было в 2008-2009 годах. В смысле, сейчас всё уже не так активно. Не знаю, может, из-за того, что iPhone перестал был уникальным, а стал просто уберпопулярным. Что думаешь по этому поводу?

Продукт перестал быть нишевым и стал массовым (хотя не перестал от этого быть очень крутым). Сейчас его уже никто не рассматривает, как что-то уникальное — это часть нашей повседневной жизни, такая же привычная, как, скажем, смена времен года. Из-за этого и новости, связанные с ним, уже не воспринимаются так остро. Я и сам сейчас не столько времени провожу на профильных ресурсах, читая, что новенького вышло и произошло. Это нормально, и это естественный шаг в эволюции любого успешного продукта.

bloha.ru: Что будет с компанией Apple дальше? Что думаете, как iOS-разработчик и пользователь техники Apple со стажем?

Всё будет хорошо. 🙂

bloha.ru: iPhone, iPad, Apple Watch, Apple TV. Всё одно и то же уже давно. Что там Apple сделает уникального и нового скоро? VR-очки?

Да, я всё жду, чтобы Apple нормально реализовало VR-порнуху. А то стыд и срам какой-то. Смотреть невозможно. 😀
Вообще, у меня есть PS VR и HTC Vive — и я вижу огромный потенциал во всём этом. Да, сейчас это сильно примитивно и не слишком красиво, но пройдёт несколько лет, и вот тогда…
А ещё надеюсь на интерфейсы взаимодействия компьютера и мозга напрямую. Илон Маск или Apple — кто-то должен, уже, наконец, это сделать. Устаёшь печатать, хочется думать… Хотя, думаю, многие и думать будут с грамматическими ошибками.

bloha.ru: Вопрос на засыпку, я не мог не спросить 🙂 Какой еще техникой пользуешься? Мне вот Moto нравится, топовый Samsung ничего. Признавайся 😉

Так, чтобы с собой носить — Amazon Kindle. Мне кажется, что eInk экраны менее напряжны для глаз и больше похожи на настоящие книжки. А вообще — у меня дома есть и PC с Windows 10 на борту (для HTC Vive), и почти все известные игровые консоли. Например, я очень много играл в свое время на PS4 в игру Destiny и даже сделал для нее бесплатную утилитку для iOS (LoadoutsApp.com).

bloha.ru: Тут есть шанс коротко дать ссылки на свои проекты, прорекламироваться тут у нас, и вообще рассказать нашим читателям, почему ты — крутой и интересный. Я-то знаю, а они, может, и нет 😉

Спасибо. Тут у меня есть шанс коротко сказать привет всем читателям и поблагодарить за уделённое мне время. Не так важно, какие проекты я сделал или сделаю, в любом случае, без людей, которые ими пользуются, пишут замечания, критику, слова поддержки и смехуёчки — они смысла не имеют. Потому от души огромный вам поклон!

bloha.ru: Спасибо за ответы, Слава! Твой секрет успешности, делись 😉 А еще передавай приветы и пожелания читателям bloha.ru!

Я обычный человек и только ищу свой секрет успешности. Все мои успешные проекты получились такими потому, что мне самому было необходимо то, для чего я их делал. Не забывайте о том, что вы и только вы можете изменить этот мир к лучшему — пускай немножко и совсем незаметно, главное — начать!

Друзья, если у вас есть вопросы к Славе (можно абсолютно любой) задавайте их в комментариях, а мы позовём сюда Славу и он на все ответит.


✅ Подписывайтесь на нас в Telegram, ВКонтакте, и Яндекс.Дзен.



Добавить комментарий